Перед началом строительства частного дома стоит задуматься о его правильном юридическом оформлении, так как теперь для оформления вновь построенного объекта жилой недвижимости в собственность необходимо получить разрешение на строительство, а также осуществить ввод объекта в эксплуатацию. В противном случае, построенный дом будет самостроем, который скорее всего придется узаконивать через суд, а в случае, если при строительстве были нарушены строительные нормы, то такой дом будет подлежать демонтажу. Чтобы этого не произошло, оформление стоит провести в соответствии с существующими нормами законодательства, которые далее мы рассмотрим подробно.

Итак, первое, что оформляется перед началом строительства частного дома – разрешение на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.

– Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Пакет документов для получения разрешения на строительство (подается в администрацию муниципального образования или в МФЦ):

  • Заявление о выдаче разрешения на строительство;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды земельного участка либо свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок и т. п.);
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Градостроительный план земельного участка (для получения необходимо обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ с заявлением и приложенными к нему копиями правоустанавливающих документов на земельный участок, кадастрового паспорта на земельный участок, а также зданий находящихся на данном земельном участке, межевого дела, документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта), выдача ГПЗУ производится в течение 30 дней);
  • Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.;
  • Паспорт заявителя (иной документ, удостоверяющий личность).

Форма заявления о выдаче разрешения на строительство и образец заполнения размещены на сайте www.gosuslugi.cap.ru (раздел «Производство, строительство и торговля»).

Выдача разрешения осуществляется бесплатно через 10 дней после подачи заявления. Без этого документа при дальнейшей регистрации права на жилой дом могут возникнуть проблемы. Именно поэтому лучше позаботиться о разрешительных документах заранее, чтобы гарантированно предотвратить все неприятные моменты в будущем.

После постройки дома необходимо обратиться в Управление архитектуры с заявлением о присвоении адресной нумерации. Далее необходимо заказать и получить технический паспорт на жилой дом. На заключительном этапе пишем заявление в Управление архитектуры на ввод в эксплуатацию построенного дома.

Пакет документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию (подается в администрацию муниципального образования или в МФЦ):

– Заявление на получение разрешения на ввод в эксплуатацию;

– Правоустанавливающие документы на земельный участок;

– Градостроительный план земельного участка;

– Разрешение на строительство;

– Технический паспорт на жилой дом;

– Документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

– Документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

– Схема, отображающая расположение построенного дома, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства на основании договора);

– Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).

Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома выдается в  сроки, утвержденные нормативным актом соответствующего муниципального образования. Только после этого можно оформить право собственности в регистрирующем органе.

Пакет документов для получения свидетельства о праве собственности на дом (подается в Управление федеральной службы кадастра и картографии (Росреестр):

– Заявление;

– Правоустанавливающие документы на земельный участок;

– Кадастровый паспорт земельного участка;

– Технический паспорт на жилой дом;

– Разрешение на ввод в эксплуатацию;

– Квитанция об уплате гос. пошлины (2 000 руб.);

Свидетельство  праве собственности на жилой дом выдается 20-дневный срок.

Правильно выбрав земельный участок и оформив надлежащим образом все документы, вы будете долгие годы наслаждаться жизнью в частном доме. В случае, если не соблюсти все требования по строительству дома, то все может закончиться крупным штрафом, а в некоторых случаях сносом незаконного строения.